Сопоставление технологических особенностей оттисков металлографского и рельефного способов печати
Вот уже более ста лет основным способом печати банкнот является металлография (интаглио – от итал. «intaglio» - резать, гравировать). Все это время техника и технология совершенствовались. Неизменным оставался лишь процесс нанесения краски на форму, включающий истирание краски с пробельных элементов. Истирание - представляет собой процесс удаления краски с поверхности формы (с пробельных элементов) основанное на противоходе истирающей поверхности относительно формы. По сути, процесс нанесения краски на форму в металлографии повторяет ручное нанесение краски в офортной печати, известной в Европе еще в 15 веке и являющейся станочным аналогом металлографии. Неоднократно предпринимались попытки изменить процесс нанесения краски на форму в металлографской печати с целью исключения процедуры истирания, которое, по сути, является техническим атавизмом. Наиболее известным результатом таких попыток явилось появление «классической» глубокой ракельной печати, которая получила широкое распространение в полиграфии, но оттиски которой утратили характерные особенности металлографской печати. В связи с вышеизложенным, определенный интерес представляет рельефный способ печати (Скринтаглио – от англ. «screen» - трафарет и итальянского «intaglio» - см. выше). Данный способ печати появился сравнительно недавно, поэтому представляется целесообразным дать его краткую характеристику.
Способ рельефной печати представляет собой естественное развитие металлографской печати. В обоих этих случаях речь идет о печати высокого натиска (давление печати). Отличаются они способом подачи краски на форму. В металлографии краска подается на поверхность формы сверху с последующим ее истиранием с пробельных элементов. В рельефной печати краска подается на форму снизу, для чего последняя имеет специальные краскоподающие каналы. По сути, форма рельефной печати представляет собой комбинацию металлографской и трафаретной форм. Характерной особенностью машины металлографского способа печати является наличие истирающего устройства, удаляющего краску с пробельных элементов, а характерной особенностью машин рельефного способа печати является наличие краскоподающего талера, если речь идет о плоскопечатном варианте, или краскоподающего формного цилиндра, если речь идет о ротации.
В данной статье сделана первая попытка сопоставить оттиски, полученные способами рельефной и металлографской печати, с точки зрения оценки их защитных свойств. В качестве образцов использовались банкноты различных стран и образцы рельефной печати, представленные разработчиками.
Для удобства исследования и сравнения признаков исследуемых видов печати были выделены условные группы изображений, результаты исследования данных групп отражены в соответствующих таблицах:
1.участки изображений с негативными графическими элементами (таблица 1).
2.участки изображений с позитивными графическими элементами (таблица 2).
3.участки изображений с печатными и оттисненными элементами (таблица 3).
4.участки изображений с красочной границей.
5.эффект «шприца» или «усатость».
6.диапазон используемых красок
Таблица 1. Характерные защитные изображения с негативными графическими элементами.
Номер | Признак | Металлографская печать | Рельефная печать |
---|---|---|---|
1 | Возможность воспроизведения тонких линий (40-60 мкм.) | + | + |
2 | Возможность воспроизведения изображения с ярко выраженным рельефом | + | + |
3 | Возможность воспроизведения донного эффекта (наличие донного рисунка) | + | + |
4 | Возможность воспроизведения негативных микротекстов | + | + |
5 | Возможность воспроизведения скрытых изображений (кипп-эффекта) | + | + |
При исследовании образцов, выполненных рельефной печатью, выявлено, что в случае воспроизведения негативной графики с тонкими элементами, возможно достижение толщин линий меньше 40 мкм, получение большего, чем в металлографской печати, рельефа с отчетливым донным рисунком, что обусловлено конструктивной особенностью формы и спецификой подачи краски в процессе печатания (Рис.1, Рис.2, Рис.3).
![Рис.1 Образец негативного графического элемента рельефной печати Рис.1 Образец негативного графического элемента рельефной печати](/LoadedImages/IMG_2010-01-21-Ris.1.jpg)
Рис.1. Образец негативного графического элемента рельефной печати.
![](/LoadedImages/IMG_2010-01-21-Ris.2.jpg)
Рис.2. Обрзец негативного графического элемента металлографской печати (доллар).
![](/LoadedImages/IMG_2010-01-21-Ris.3.jpg)
Рис.3. Образец негативного графического элемента металлографской печати (евро).
По информации, представленной разработчиками рельефной печати, в области тонкой негативной графики наблюдается высокая устойчивость печати. Отношение максимальной подачи краски к минимальной, при которой наблюдается качественная печать, равно двум.
Таблица 2. Характерные защитные изображения с позитивными графическими элементами.
Номер | Признак | Металлографская печать | Рельефная печать |
---|---|---|---|
1 | Возможность воспроизведения тонких линий (40-60 мкм.) | + | + |
2 | Возможность воспроизведения позитивных микротекстов | + | + |
3 | Возможность воспроизведения пересекающихся толстых и тонких (30 мкм) линий | + | + |
Следует отметить, что в металлографии возможна пропечатка и более тонких штрихов (15-20 мкм). Однако, устойчивость печати в этом случае нам неизвестна. В случае воспроизведения рельефной печатью изображений, содержащих элементы позитивной тонкой графики для достижения стабильности заявленных параметров необходим тщательный подбор и строгое соблюдение технологических режимов подачи краски и стабильных характеристик запечатываемого материала. По информации, представленной разработчиками, устойчивость печати здесь существенно ниже, чем в негативной тонкой графике. В тоже время следует отметить, что большинство защитных эффектов металлографии лежит в негативной тонкой графике.
Таблица 3. Комбинация печатных и оттесненных элементов.
Номер | Признак | Металлографская печать | Рельефная печать |
---|---|---|---|
1 | Возможность воспроизведения изображения, содержащего печатные элементы, комбинированные с оттисненными (красочное изображение, переходящее в бескрасочное тиснение) | + | + |
2 | Возможность воспроизведения изображения, содержащего близко расположенные красочные и тисненные элементы. | + | + |
При нанесении графических изображений переходящих в бескрасочное тиснение, выполненных с использованием единого (безразрывного) печатающего элемента, в обоих случаях наблюдаются сопоставимые результаты, зависящие от ориентации этого элемента относительно направления печатания. При комбинировании печатных и тисненных элементов основной проблемой металлографского способа печати является точность нанесения краски на форму. В рельефном способе печати подобной проблемы не возникает, поскольку технология изготовления цельнометаллических форм рельефной печати позволяет не «пробивать» краскоподающие каналы в штрихах. Иными словами выборочно закрывать подачу краски.
Оттиски металлографской и рельефной печатей могут быть многокрасочными и содержать красочную границу, проходящую через изображения (Рис. 4).
![](/LoadedImages/IMG_2010-01-21-Ris.4.jpg)
Рис.4. Двухкрасочный оттиск рельефной печати.
Количество используемых красок в обоих случаях определяется конструкцией печатной машины. В металлографских машинах такое количество как правило не превышает трех красок, что связано со схемными ограничениями печатной секции. В машинах рельефной печати увеличение количества красок также приводит к конструктивным сложностям, но эти сложности не носят фатального характера и для конкретного изображения красочность может быть существенно выше.
Характерной особенностью металлографской печати является частичный выход краски за пределы штриха в виду высокого давления в зоне печати (эффект шприца или усатость), по разным оценкам оно состовляет порядка 1 тонны-силы на м². Разные производители по разному оценивают данный эффект. Одни считают его защитным признаком, другие проявлением брака и пытаются минимизировать его. При рельефной печати данный эффект может регулироваться изменением подачи краски в соответствии с поставленной задачей (Рис.5, Рис.6, Рис.7).
![](/LoadedImages/IMG_2010-01-21-Ris.5.jpg)
Рис.5.Оттиск рельефной печати без "шприца".
![](/LoadedImages/IMG_2010-01-21-Ris.6.jpg)
Рис.6.Оттиск рельефной печати со "шприцом" (увеличение подачи краски на 100%).
![](/LoadedImages/IMG_2010-01-21-Ris.7.jpg)
Рис.7.Оттиск рельефной печати со "шприцом" (увеличение подачи краски на 150%).
Следует отметить, что металлографский способ печати накладывает определенные ограничения на используемую краску. Речь идет о процессе истирания краски с пробельных элементов. В данном случае краска должна содержать не менее 50% мела. Что касается рельефного способа печати, то можно с уверенностью утверждать, что он позволяет использовать более широкий спектр красок, включая металлизированные (ил.8), что позволяет создавать принципиально новые защитные признаки, легко визуализируемые глазом.
![](/LoadedImages/IMG_2010-01-21-Ris.8.jpg)
Рис.8. Оттиск рельефной печати (серебро).
Преимущества рельефной печати были показаны на Третьей Международной конференции «Наличное денежное обращение», прошедшей в Москве в ноябре месяце. В качестве образца была изготовлена концепция банкноты, в которой на ряду с обычными красками, использовались металлизированные краски (золото, серебро) и краски с дневной люминесценцией. Печать осуществлялась как по бумаге, так и по фольге, что создавать комбинации, имеющие яркий индивидуальный образ.
В заключении отметим, что способ рельефной печати повторяет все многообразие защитных элементов металлографской печати, а в ряде случаев и дополняет. Это, конечно, не означает, что завтра рельефная печать вытеснит металлографию. Банкнотный рынок весьма инерционен. В тоже время нельзя не учитывать и новые возможности, которые открывает рельефная печать. По мнению авторов, основным здесь является возможность использования более широкого спектра красок и, в первую очередь, металлизированных. За счет их блеска различного рода кипп-эффекты, которые на существующих банкнотах выполняют скорее роль дополнительных признаков, могут стать легко визуализируемыми элементами защиты, создающими легко воспринимаемый образ, позволяющий пользователю однозначно его идентифицировать.