Перейти к контенту

Производство защищенной от подделки полиграфической продукции

Информация о лицензиях



Сопоставление технологических особенностей оттисков металлографского и рельефного способов печати

Вот уже более ста лет основным способом печати банкнот является металлография (интаглио – от итал. «intaglio» - резать, гравировать). Все это время техника и технология совершенствовались. Неизменным оставался лишь процесс нанесения краски на форму, включающий истирание краски с пробельных элементов. Истирание - представляет собой процесс удаления краски с поверхности формы (с пробельных элементов) основанное на противоходе истирающей поверхности относительно формы. По сути, процесс нанесения краски на форму в металлографии повторяет ручное нанесение краски в офортной печати, известной в Европе еще в 15 веке и являющейся станочным аналогом металлографии. Неоднократно предпринимались попытки изменить процесс нанесения краски на форму в металлографской печати с целью исключения процедуры истирания, которое, по сути, является техническим атавизмом. Наиболее известным результатом таких попыток явилось появление «классической» глубокой ракельной печати, которая получила широкое распространение в полиграфии, но оттиски которой утратили характерные особенности металлографской печати. В связи с вышеизложенным, определенный интерес представляет рельефный способ печати (Скринтаглио – от англ. «screen» - трафарет и итальянского «intaglio» - см. выше). Данный способ печати появился сравнительно недавно, поэтому представляется целесообразным дать его краткую характеристику.

Способ рельефной печати представляет собой естественное развитие металлографской печати. В обоих этих случаях речь идет о печати высокого натиска (давление печати). Отличаются они способом подачи краски на форму. В металлографии краска подается на поверхность формы сверху с последующим ее истиранием с пробельных элементов. В рельефной печати краска подается на форму снизу, для чего последняя имеет специальные краскоподающие каналы. По сути, форма рельефной печати представляет собой комбинацию металлографской и трафаретной форм. Характерной особенностью машины металлографского способа печати является наличие истирающего устройства, удаляющего краску с пробельных элементов, а характерной особенностью машин рельефного способа печати является наличие краскоподающего талера, если речь идет о плоскопечатном варианте, или краскоподающего формного цилиндра, если речь идет о ротации.

В данной статье сделана первая попытка сопоставить оттиски, полученные способами рельефной и металлографской печати, с точки зрения оценки их защитных свойств. В качестве образцов использовались банкноты различных стран и образцы рельефной печати, представленные разработчиками.

Для удобства исследования и сравнения признаков исследуемых видов печати были выделены условные группы изображений, результаты исследования данных групп отражены в соответствующих таблицах:

1.участки изображений с негативными графическими элементами (таблица 1).

2.участки изображений с позитивными графическими элементами (таблица 2).

3.участки изображений с печатными и оттисненными элементами (таблица 3).

4.участки изображений с красочной границей.

5.эффект «шприца» или «усатость».

6.диапазон используемых красок


Таблица 1. Характерные защитные изображения с негативными графическими элементами.

Номер Признак Металлографская печать Рельефная печать
1 Возможность воспроизведения тонких линий (40-60 мкм.) + +
2 Возможность воспроизведения изображения с ярко выраженным рельефом + +
3 Возможность воспроизведения донного эффекта (наличие донного рисунка) + +
4 Возможность воспроизведения негативных микротекстов + +
5 Возможность воспроизведения скрытых изображений (кипп-эффекта) + +

При исследовании образцов, выполненных рельефной печатью, выявлено, что в случае воспроизведения негативной графики с тонкими элементами, возможно достижение толщин линий меньше 40 мкм, получение большего, чем в металлографской печати, рельефа с отчетливым донным рисунком, что обусловлено конструктивной особенностью формы и спецификой подачи краски в процессе печатания (Рис.1, Рис.2, Рис.3).

Рис.1 Образец негативного графического элемента рельефной печати

Рис.1. Образец негативного графического элемента рельефной печати.

Рис.2. Обрзец негативного графического элемента металлографской печати (доллар).

Рис.3. Образец негативного графического элемента металлографской печати (евро).

По информации, представленной разработчиками рельефной печати, в области тонкой негативной графики наблюдается высокая устойчивость печати. Отношение максимальной подачи краски к минимальной, при которой наблюдается качественная печать, равно двум.


Таблица 2. Характерные защитные изображения с позитивными графическими элементами.

Номер Признак Металлографская печать Рельефная печать
1 Возможность воспроизведения тонких линий (40-60 мкм.) + +
2 Возможность воспроизведения позитивных микротекстов + +
3 Возможность воспроизведения пересекающихся толстых и тонких (30 мкм) линий + +

Следует отметить, что в металлографии возможна пропечатка и более тонких штрихов (15-20 мкм). Однако, устойчивость печати в этом случае нам неизвестна. В случае воспроизведения рельефной печатью изображений, содержащих элементы позитивной тонкой графики для достижения стабильности заявленных параметров необходим тщательный подбор и строгое соблюдение технологических режимов подачи краски и стабильных характеристик запечатываемого материала. По информации, представленной разработчиками, устойчивость печати здесь существенно ниже, чем в негативной тонкой графике. В тоже время следует отметить, что большинство защитных эффектов металлографии лежит в негативной тонкой графике.


Таблица 3. Комбинация печатных и оттесненных элементов.

Номер Признак Металлографская печать Рельефная печать
1 Возможность воспроизведения изображения, содержащего печатные элементы, комбинированные с оттисненными (красочное изображение, переходящее в бескрасочное тиснение) + +
2 Возможность воспроизведения изображения, содержащего близко расположенные красочные и тисненные элементы. + +

При нанесении графических изображений переходящих в бескрасочное тиснение, выполненных с использованием единого (безразрывного) печатающего элемента, в обоих случаях наблюдаются сопоставимые результаты, зависящие от ориентации этого элемента относительно направления печатания. При комбинировании печатных и тисненных элементов основной проблемой металлографского способа печати является точность нанесения краски на форму. В рельефном способе печати подобной проблемы не возникает, поскольку технология изготовления цельнометаллических форм рельефной печати позволяет не «пробивать» краскоподающие каналы в штрихах. Иными словами выборочно закрывать подачу краски.

Оттиски металлографской и рельефной печатей могут быть многокрасочными и содержать красочную границу, проходящую через изображения (Рис. 4).

Рис.4. Двухкрасочный оттиск рельефной печати.

Количество используемых красок в обоих случаях определяется конструкцией печатной машины. В металлографских машинах такое количество как правило не превышает трех красок, что связано со схемными ограничениями печатной секции. В машинах рельефной печати увеличение количества красок также приводит к конструктивным сложностям, но эти сложности не носят фатального характера и для конкретного изображения красочность может быть существенно выше.

Характерной особенностью металлографской печати является частичный выход краски за пределы штриха в виду высокого давления в зоне печати (эффект шприца или усатость), по разным оценкам оно состовляет порядка 1 тонны-силы на м². Разные производители по разному оценивают данный эффект. Одни считают его защитным признаком, другие проявлением брака и пытаются минимизировать его. При рельефной печати данный эффект может регулироваться изменением подачи краски в соответствии с поставленной задачей (Рис.5, Рис.6, Рис.7).

Рис.5.Оттиск рельефной печати без "шприца".


Рис.6.Оттиск рельефной печати со "шприцом" (увеличение подачи краски на 100%).


Рис.7.Оттиск рельефной печати со "шприцом" (увеличение подачи краски на 150%).

Следует отметить, что металлографский способ печати накладывает определенные ограничения на используемую краску. Речь идет о процессе истирания краски с пробельных элементов. В данном случае краска должна содержать не менее 50% мела. Что касается рельефного способа печати, то можно с уверенностью утверждать, что он позволяет использовать более широкий спектр красок, включая металлизированные (ил.8), что позволяет создавать принципиально новые защитные признаки, легко визуализируемые глазом.

Рис.8. Оттиск рельефной печати (серебро).

Преимущества рельефной печати были показаны на Третьей Международной конференции «Наличное денежное обращение», прошедшей в Москве в ноябре месяце. В качестве образца была изготовлена концепция банкноты, в которой на ряду с обычными красками, использовались металлизированные краски (золото, серебро) и краски с дневной люминесценцией. Печать осуществлялась как по бумаге, так и по фольге, что создавать комбинации, имеющие яркий индивидуальный образ.

В заключении отметим, что способ рельефной печати повторяет все многообразие защитных элементов металлографской печати, а в ряде случаев и дополняет. Это, конечно, не означает, что завтра рельефная печать вытеснит металлографию. Банкнотный рынок весьма инерционен. В тоже время нельзя не учитывать и новые возможности, которые открывает рельефная печать. По мнению авторов, основным здесь является возможность использования более широкого спектра красок и, в первую очередь, металлизированных. За счет их блеска различного рода кипп-эффекты, которые на существующих банкнотах выполняют скорее роль дополнительных признаков, могут стать легко визуализируемыми элементами защиты, создающими легко воспринимаемый образ, позволяющий пользователю однозначно его идентифицировать.

« Все статьи




© 2006 Издательско-полиграфический комплекс Н. Т. Граф. Все права защищены.

Дизайн и программное обеспечение — компания ЭЛКОС